УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

В 2012 нам впервые представилась возможность организовать сопровождаемое проживание для подростков с тяжелыми нарушениями развития.

Четыре дня в неделю ребята жили самостоятельно, без родителей и привычного семейного окружения, в подмосковном центре «Родничок». Как и в Москве, у них продолжались развивающие занятия школьного типа, но здесь они встречались также за совместной едой, прощались друг с другом перед отходом ко сну, и, конечно, совершали долгие общие прогулки в окрестном парке и в лесу. Вместе с педагогами в течение дня и день за днем, они отрабатывали бытовые навыки и навыки самообслуживания — учились убираться в помещениях, готовить, накрывать и убирать со стола, принимать гостей и ухаживать за собой. Им приходилось на практике совершенствоваться в применении альтернативной коммуникации и каждый день много и в разных ситуациях взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

Теперь проект продолжается в формате учебной квартиры в Москве. 2-3 раза в неделю подростки после учебных занятий остаются в нашем центре, чтобы похозяйничать и отдохнуть без родителей. В городе не удается много двигаться на свежем воздухе, зато появилась возможность лучше освоить городское пространство, например, сходить вечером в магазин или в парк.

При тяжелых множественных нарушениях развития, конечно, никогда нельзя будет обойтись без постоянного присмотра и ухода, но таким детям также необходимо взрослеть и постоянно расширять границы своего мира. У подростка вне круга родных и близких, без инерции привычного образа жизни значительно улучшается ориентация в окружающей среде, развивается эмоциональная и социальная самостоятельность. А у семьи, помимо насущной социальной передышки, также появляется возможность увидеть уже почти не ребенка другими глазами, заметить его растущий потенциал и выстроить новые более взрослые отношения.