СУББОТНИЕ ПРОГУЛКИ (2006-2008)

 

Каждую субботу в 11 часов мы встречаемся и идем гулять.

Кто? Мы – это родители и дети с различными нарушениями развития, наши педагоги и волонтеры.
Что и где? Обычно в течение недели мы придумываем, куда идти в этот раз. Все прогулки имеют один четкий план. В начале приветствие, потом идем приблизительно час – полтора, заходим на детскую площадку, играем, и в конце обязательно едим в кафе или просто устраиваем пикник с бутербродами и чаем прямо на улице. Когда все нагуляются, очень здорово посидеть вместе в кафе и обсудить итоги прогулки. Обычно говорим о том, как вели себя дети (спокойно или кто-то нервничал, могли ли идти вместе или кто-то все время убегал вперед, а другой вообще отказывался идти, и многое другое), делимся между собой впечатлениями про всех детей, а не только про своего (обычно мы стараемся меняться детьми), стараемся заметить, какие изменения произошли, что было бы полезно на будущее. Где мы только не были в этом году! И в Зоопарке, и в Измайловском парке, в парке «Музеон» и в парке рядом с МДМ, в Андрониковом и в Новодевичьем монастырях, гуляли по бульварам и ходили в парк Атракционов. И у нас уже целый список планов на будущее.
Зачем? Во время прогулок мы пытаемся решать одну из самых болезненных проблем, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития — это сужение круга общения. Обычно именно с возрастом ребенок с нарушениями постепенно оказывается изолированным дома. Это происходит по многим причинам:
во-первых, неадекватное поведение ребенка и негативное отношение общества. Одно дело, если маленький ребенок плохо ведет себя в общественном месте, и совсем другое, когда уже большой подросток кричит, кусается, кидается на пол в магазине или метро.
Во-вторых, часто у родителей накапливается с возрастом усталость, и кажется, что проще сидеть с ребенком дома, избегая различных проблем, возникающих при выходе из дома.
В-третьих, это катастрофическая нехватка досуговых мест, которые могли бы свободно посещать семьи, имеющие детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, и где бы занимались социальной адаптацией детей с нарушениями.
В-четвертых, и, наверное, это главное, что наши дети с тяжелыми нарушениями развития редко могут сами выступать инициаторами и организаторами общения, как их обычные сверстники.
Неважно, какая причина окажется в каждом конкретном случае решающей, но в итоге ребенок с нарушениями окажется запертым внутри четырех стен дома, только иногда выезжая на коррекционные занятия. Такое времяпрепровождение приводит к сильному обеднению среды общения, а так как, вообще, любое нарушение развития ребенка снижает его коммуникативные способности, то ограничение возможности общаться способствует этому еще больше и может иметь тяжёлые последствия для ребенка и семьи.
И еще, нам просто нравиться быть вместе!